Из общей скорби — крепкие братские узы

Из общей скорби два города и два клуба создали крепкие братские узы. «Коло-Коло» и «Реал Вальядолид» стали главными героями одной из тех уникальных историй, которые дарят жизнь и футбол — они построили мост длиной более 10 700 километров, соединяющий Сантьяго-де-Чили с «Пуселой». Этот мост объединяет не только географические точки, но и два народа, две фанатские базы, два сердца, чьи история и судьба тесно связаны с культовой фигурой Давида Арельяно.

Истоки связи — турне 1927 года и трагедия Давида Арельяно

Пребывания «Пуселы» в Чили не случилось бы, если бы почти сто лет назад не состоялся один из туров команды «Коло-Коло», которая в 2025 году отметит своё столетие. Поразительно, как одно трагическое событие смогло объединить болельщиков, находящихся на огромном расстоянии друг от друга, но в итоге ставших ближе, чем когда-либо.

В 1927 году «вечный чемпион» отправился в Вальядолид в рамках грандиозного полумирового турне, чтобы провести товарищеские матчи с командой «Реал Унион Депортива», которая впоследствии стала известна как «Реал Вальядолид». Это амбициозное путешествие длилось почти шесть месяцев и включало визиты в Эквадор, Кубу, Мексику, Испанию, Португалию и Аргентину. Во время этого турне чилийцы не только распространяли знания о футболе своей страны, но и укрепляли репутацию «Коло-Коло» как лучшего представителя Чили. Однако радость от путешествия была омрачена трагедией, которая навсегда изменила судьбу «Вождей».

3 мая, незадолго до своего 26-летия, Давид Альфонсо Арельяно Морага — уроженец Сантьяго, основатель и капитан «Коло-Коло» — скончался в ныне закрытом отеле Hotel de Inglaterra на улице Мария де Молина в Вальядолиде.

В отчётах о матчах отмечались достоинства «благородной» команды «Коло-Коло», которая в первом поединке уверенно победила «Реал Унион Депортива» со счётом 6:2. Во втором матче, состоявшемся в понедельник, 2 мая, игра завершилась ничьей — 3:3. Однако всёобщее внимание и тревогу вызвало столкновение игрока домашней команды Давида Орнии с чилийцем Давидом Арельяно, которое серьёзно усугубило грыжу капитана «Коло-Коло» и стало источником резкой боли.

Вальядолид проявил заботу о пострадавшем, которого поддерживали как товарищи по команде, так и игроки кастильской сборной. Однако состояние молодого чилийского футболиста ухудшилось во вторник утром. Врачи, оказывавшие помощь прямо в отеле команды, не смогли предотвратить неизбежное, заверив спортсмена, что вскоре ему проведут операцию под наркозом. К семи вечера пульс Давида Арельяно ослаб, и он скончался, приняв последнее причастие у приходского священника церкви Сан-Лоренсо.

Это горе разделяла не только чилийская делегация, в состав которой входили братья Арельяно, но и весь Вальядолид: видные деятели, руководители и множество простых горожан стекались в отель, чтобы выразить поддержку в этот трудный час. «Коло-Коло» вызвал огромное сочувствие в городе, а скорбь, словно река, затопила берега Писуэрга, создав братство, которое сохраняется по сей день.

В среду днём тело капитана сопровождали представители местных учреждений, спортсмены, преподаватели и студенты Вальядолида. Этот трагический случай глубоко повлиял и на жизнь Давида Орнии — потрясённый произошедшим, он завершил карьеру футболиста и навсегда отошёл от спорта, прожив до 42 лет и скончавшись от пневмонии в 1954 году.

Судьбы клубов навсегда переплелись

Судьбы «Коло-Коло» и «Вальядолида», основанного в 1928 году, остались неразрывно связаны. Эти отношения крепли и развивались на протяжении десятилетий. Чилийская команда, оставившая в городе столь тёплые воспоминания в 1927 году, продолжала оказывать влияние на развитие «бело-фиолетовых» и сохранялась в сердцах местных болельщиков.

Без сомнения, фигура «Пато» Яньеса укрепила и, возможно, даже приукрасила эти воспоминания. Футболист выступал за «Коло-Коло» в 1970-х годах, а в 1982-м присоединился к «Вальядолиду», став одним из тех спортсменов, чей след ощущается и по сей день. Он прокладывал путь, по которому с разной степенью успеха пошли Оскар Вирт, Хосе Луис «Кото» Сьерра и Диего Рубио. Яньес создал прочный мост между Чили и Вальядолидом для других южноамериканских футболистов, которые, хоть и не играли за «Вождей», но приехали в «Пуселу» с этим особенным колоритом — таких как Ортусар, Аравена, Лихновски и Орельяна.

Разумеется, невозможно говорить о Чили и «Пуселе», не упомянув Висенте Кантаторе — хотя он и родился в Аргентине, его судьба тесно связана с этой андийской страной. Ему посчастливилось возглавлять как «Реал Вальядолид», так и «Коло-Коло». Обе команды имели честь развиваться под руководством легендарного тренера и его тренерского штаба, в который входил тренер по физической подготовке «Лучо» Сааведра — человек, связанный с легендой «Коло-Коло» Карлосом Касели.

Столетний юбилей и новый этап дружбы

Столетний юбилей «вечного чемпиона» — прекрасная возможность для дальнейшего укрепления тесных связей между двумя клубами. В 1987 году команда из Сантьяго вновь вернулась в «Пуселу», чтобы принять участие в 15-м розыгрыше Кубке Сьюдад не Вальядолид, где была торжественно открыта мемориальная доска из камня и бронзы в память о Давиде Арельяно.

А теперь «Пусела» впервые отправляются в Сантьяго — и эта поездка станет гораздо большим, чем просто серией товарищеских матчей.

Программа «Вальядолид» в Чили выходит далеко за рамки спортивных событий. Речь идёт о том, чтобы с большой буквы почтить престижный клуб «Коло-Коло», с которым их связывают почти столетние побратимские отношения. Это возможность подчеркнуть и сохранить в памяти уважение и тёплую привязанность, которые жители Вальядолида проявили к Арельяно и всей чилийской команде ещё в 1927 году.

По этой причине «Пусела» тренируется на базе «Коло-Коло», а также пройдут совместные пресс-конференции. Это касается спортивной части, но есть и важные культурные мероприятия. Представители «Реал Вальядолид» встретятся с представителями испанского посольства, проведут переговоры с местными предпринимателями, погрузятся в историю «Касике», посетив музей клуба, а в завершение памятная эмблема будет увековечена на стене стадиона «Монументал» перед игроками обеих команд.

Всё это делается для того, чтобы, где бы ни находился Давид Арельяно, он мог с гордостью видеть путь, проложенный клубом всей его жизни. И чтобы чувствовать, что из великой трагедии выросло глубокое чувство, объединяющее футболом, страстью и искренней дружбой два города с общими корнями — города, которые в эти дни отмечают столетие «вечного Коло-Коло».